• Мы в социальных сетях:

  • nevnov.ru

Новости по районам


Политический юмор

Говорят, что Швейцария ввела визы для жителей ЕС, испугавшись, что договор с Украиной все же будет подписан.

Ленинградский Кировский завод

Кировский завод почти сразу же, с первых дней блокады, оказался на линии фронта. До нее оставались считанные километры. Часть мощностей успели перебросить на Урал, но полностью эвакуировать предприятие было невозможно. Поэтому Ленинградский Кировский завод продолжал работать, в куда более суровых условиях, чем его челябинский собрат.

На Кировском заводе в годы войны не хватало практически всего — сырья, комплектующих, рабочих рук. Но тем не менее, пользуясь не полностью вывезенным складским «заделом», на Кировском собирали танки, которые прямо из цеха отправлялись на фронт, ремонтировали разнообразную военную технику и даже «сшивали корабли».

Правда, довольствоваться приходилось именно тем, что есть на складе, поэтому из ворот завода периодически выходили «монстры», до сих пор приводящие в недоумение военных историков и моделистов: танки с нештатными защитными приспособлениями, придуманными буквально на ходу, чтобы заменить недостающие детали, и т. д. Одновременно собирались полковые пушки, производились боеприпасы и мины. 

Также на Кировском заводе занимались судоремонтом: здесь восстанавливались и ремонтировались корабли Балтийского флота. А подчас даже не восстанавливались, а просто собирались из обломков. Так, именно на Кировском заводе «сшили» из двух половин «самый длинный корабль в мире» — теплоход «Челюскинец», выполнявший в войну вспомогательные функции и прослуживший до конца 70-х. Надо сказать, что если бы не война и блокада, теплоход после своего крушения еще долго пребывал бы в виде руин, но в 1942-м он понадобился Балтфлоту как транспортник, и рабочие Кировского вернули «Челюскинца» к жизни. Впрочем, это был далеко не единственный случай судоремонта.

Самой сложной проблемой Кировского завода были кадры. Около 10 000 рабочих ушли на фронт еще в самом начале, среди рабочих не было молодых. Точнее, молодые были, но слишком молодые, вчерашние ученики ФЗУ, подростки. Но рабочих рук все равно не хватало, равно как и технических мощностей: приходилось буквально выкручиваться, изобретать на ходу, чтобы выполнять поставленные задачи. В практически фронтовых условиях поддерживали в рабочем состоянии станки — это и вовсе трудно себе представить: по воспоминаниям очевидцев, из трех «мертвых» станков удавалось собрать один «живой».

Условия, в которых трудились рабочие, сложно назвать даже экстремальными: рабочий паек, считавшийся по меркам декабря 1941 года настоящим сокровищем, едва позволял поддерживать силы. То, что в тылу делают всё возможное и невозможное, понимали и на фронте. Иван Голушко, своими глазами видевший, что происходило на Кировском, пишет: «Ленинградским рабочим было гораздо труднее, чем фронтовикам. Нас, солдат, кормили, одевали, вооружали. А рабочий должен был заботиться сам о себе: питание, одежда, отопление, передвижение к дому и обратно на завод — все ложилось на его плечи». Была и другая опасность: для немецкой разведки не было секретом, что за корпуса виднеются на горизонте, практически сразу за передовой. Поэтому обстрелы велись постоянно: за время блокады завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушной тревоги», из них 124 часа — под артиллерийским обстрелом.

Сложно сказать, как сложилась бы судьба Ленинграда, если бы не удалось сохранить производственные мощности Кировского завода. Определенно, танковые войска Ленинградского фронта без завода и его ремонтных бригад быстро оказались бы небоеспособными. Недаром лозунгом кировских ремонтников было: «Один восстановленный танк спасает сто бойцов!» А без разработок конструкторов Кировского завода не было бы и новых танков, ставших серьезным козырем в войне.

Но за победу предприятие заплатило серьезную цену, рассчиталось разрушенными цехами, уничтоженными станками, поредевшим кадровым составом. В блокадном городе завод вел собственную войну, продолжая существовать и работать буквально в двух шагах от фронта.

ФОТО: http://academic.ru/ 

 

 
 

 

Рубрики